В Туле открылась выставка работ трех русских художников-графистов: Куприянова, Крылова, Соколова. Но в народе это творческое объединение известно как Кукрыниксы. Они прославились изображениями и плакатами на социально-политические темы, главной из которых была Великая Отечественная война. Именно они первыми сделали художественный вызов фашизму… И сейчас их работы способны вызвать безудержный смех… А один из участников трио – туляк. В его музее и проходит выставка. Она посвящена 100-летию создания трио графистов.
Многоцветие в работах этим художникам было ни к чему. Контраст черного и красного придает агитационному плакату надрывности и призыва к борьбе. Всё, что красного цвета - олицетворяет добрую силу: защиту Родины, отвагу и справедливость.. Всё, что черного – подлость, трусость и предательство.
Сотрудница музея Ольга Кузнецова говорит, что Кукрыниксы были известными художниками, их знали и те, кто воевал, и те, кто ковал Победу в тылу. Авторам карикатур приходили письма, где их благодарили за работу и даже подсказывали новые темы для плакатов - рассказывали какие-то интересные истории, которые могли бы стать сюжетами карикатур.
А воплощали эти сюжеты на бумаге карикатуристы одновременно. Просто каждый работал над своими деталями, а вместе чувствовали друг друга. И не случайно: ведь все трое когда-то учились в Москве в высших художественно-технических мастерских. Тогда изображали в основном бытовые темы, студентов и преподавателей. Новый виток в творчестве группа получила после знакомства с Максимом Горьким. Именно он посоветовал молодым художникам работать в жанре политической сатиры. Успеха добиться удалось. К началу Великой отечественной войны Кукрыниксы были знакомы многим советским гражданам. Именно они в 41-ом, через несколько дней после начала войны, создали известный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». И это стало своеобразным вызовом и отправной точкой в их борьбе с фашистскими захватчиками. 4 долгих года художники своим творчеством поддерживали тыл и передовую.
В мае 1945-ого они приехали в Берлин писать картину о капитуляции Германии. Уехав оттуда через 3 недели, они надеялись, что для них война закончилась, но уже осенью им приходит удостоверение, что необходимо ехать в Нюрнберг на суд над фашистскими преступниками. По окончании процесса они выполняют карикатуру «Последний год войны» и после этого тема войны для них практически закрыта. Так, на выставке в Туле представлены оригиналы зарисовок участников Нюрнбергского процесса: туда художники отправились в звании полковников.
Совместное творчество на этом не закончилось. Троица не ушла из жанра политической сатиры, но появились и другие направления. В журнале «Крокодил» регулярно выходили карикатуры, а после в послужной список добавилось иллюстрирование книг. До сих пор изображения к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. А книгу «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, по оценкам критиков, зарисовки художественного трио сделали в два раза смешнее. Их умение с помощью бумаги, акварели, туши и гуаши вызывать разные эмоции: от гнева до смеха – остается эталоном для современных мастеров плакатного искусства…